Есть ли связь между использованием фотофильтров и желанием сделать пластику?

Ученые не нашли неоспоримых доказательств
Среда, 3 июля 2019 года
Есть ли связь между использованием фотофильтров и желанием сделать пластику?

Новые данные, собранные исследователями из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса, дополняют информацию, которая нам уже известна о связях между использованием социальных сетей и растущим желанием хирургической коррекции внешности. Но это первое исследование, которое измерило связь между использованием программного обеспечения для редактирования фотографий и фильтров в социальных сетях и отношением людей к пластическим операциям.

Ведущий автор исследования, доктор медицинских наук Лиза Э.Исии пыталась оценить, связаны ли самооценка и использование приложений для редактирования фотографий с отношением к эстетической хирургии. В конце концов, ежегодное исследование Американской академии лицевой пластической и реконструктивной хирургии, проведенное в 2017 году, показало, что 55% хирургов сообщили о пациентах, желающих сделать операцию ради более привлекательного селфи.

В конце прошлого года нам представили фразу «Snapchat-дисморфия» в статье исследователей из отдела дерматологии Медицинской школы Бостонского университета. В JAMA Facial Plastic Surgery они описали способность фильтров приложений Snapchat и FaceTune (сглаживать кожу и делать зубы белее, а губы — более пухлыми) как возможность увидеть себя в совершенно новом виде — который пользователи хотели воспроизвести в реальной жизни при помощи пластики.

Доктор Нилам Ваши, соавтор этого исследования и руководитель Центра этнической кожи Бостонского университета, предположил, что подобные приложения могут фокусировать внимание пользователя на их предполагаемых недостатках. И одержимость искоренением этих «недостатков» — наряду с желанием увидеть в зеркале то, что можно увидеть на отфильтрованной фотографии — заставляет все больше молодых женщин обращаться к услугам пластических хирургов.

Американская академия пластической и реконструктивной хирургии лица заявила, что 55% клиницистов сообщили, что их пациенты «хотели выглядеть лучше на своих селфи» в 2017 году — по сравнению с 42% в предыдущем году. Пациенты становятся все моложе — 72% пластических хирургов сообщили о росте косметических операций и процедур у пациентов в возрасте до 30 лет.

Доктор Нилам Ваши рассказал порталу Inverse, что эти приложения для редактирования фотографий дают представление о совершенстве, которого трудно не желать, объяснив это тем, что «отредактированные селфи становятся спусковым крючком для типа людей, озабоченных своей внешностью».

Симметрия больше не эталон?

Первое исследование, которое измерило связь между использованием фотофильтров в социальных сетях и отношением людей к пластическим операциям

Люди долгое время ассоциировали идеальную симметрию с красотой — даже предполагая, что симметрия является эволюционным показателем здоровья и способности соблазнять (все это, по крайней мере, еще остается предметом дискуссий). Лицевая асимметрия — это один из моментов, которые фильтры превосходят в «коррекции». Доктор Ваши рассказала, что к ней обращалось немало пациентов с просьбой изменить пропорции лица, чтобы получилось «похоже на то, что вы можно увидеть в фильтре «бабочка» или «цветок в короне» в приложении Snapchat.

Всего несколько месяцев назад доктор Патрик Бирн, руководитель отделения лицевой пластической и реконструктивной хирургии в John Hopkins Medicine, заявил, что его более молодые пациенты не могут поднести зеркало к своим лицам и описать то, что они хотят «исправить». Вместо этого они брали телефоны и показывали свои лучшие фотографии.

Эту практику он назвал «немного безумной», поскольку это является свидетельством, насколько цифровая фотография стала доминировать в том, как и что мы думаем о себе и своей внешности. В то время как некоторые пластические хирурги продают «омолаживающие» процедуры, предназначенные для поддержания молодости, а не для того, чтобы обратить вспять признаки старения (заработать миллионы долларов с обещанием вечной красоты и гарантией того, что колоть Ботокс никогда не бывает слишком рано), другие отказывают пациентам, которые слишком молоды, чтобы иметь единственную морщину — в конце концов, вы не можете сгладить то, чего нет.

Однако современная одержимость «цифровыми я» не только у нас в голове. Сверстники и работодатели имеют доступ к этим изображениям и оценивают их. Мы лжем себе, если делаем вид, что нет никакого давления в том, чтобы выглядеть лучшим образом на фотографии, которая потенциально может остаться во Всемирной паутине навсегда.

Команда доктора Исии, которая только что опубликовала свое исследование в области пластической хирургии лица, опросила 252 англоязычных взрослых в США (большинство из которых были белыми женщинами) ответить на некоторые вопросы об использовании социальных сетей и приложений для редактирования фотографий, а также их отношении к эстетической хирургии.

Фото до и после применения фильтра

Респондентов попросили самостоятельно назвать, сколько времени они проводят в различных социальных сетях, какие типы программного обеспечения или фильтров они использовали для редактирования своих фотографий, а также сколько снимков они опубликовали и сколько из них были улучшены при помощи приложений. Опрашиваемые также сообщили, сколько времени они потратили на редактирование фотографий, прежде чем опубликовать их, а также на то, удаляли ли они когда-либо фотографии, потому что они «не были отредактированы или не собирали много лайков». У интервьюируемых интересовались, рассмотрят ли они возможность проведения пластической операции, а также каковы будут их мотивы для прохождения процедур.

Важные итоги исследования

Самооценка участников была оценена с использованием двух распространенных психологических опросников. Статистический анализ всех этих данных показал несколько интересных результатов, которые заслуживают дальнейшего обсуждения и, безусловно, дальнейших исследований.

Во-первых, участники, которые использовали большее количество приложений для социальных сетей, в реальности с большей вероятностью рассматривали возможность операции, но в этом нет ничего нового. Однако в то время как 65,87% участников сообщили об использовании фоторедакторов для внесения изменений касательно степени освещения снимков, только 5,16% сообщили об их использовании для коррекции формы тела или лица.

В то время как удаление фотографий, которые не набирали достаточное количество лайков, или использование фильтров Instagram или приложения для редактирования фотографий VSCO были связаны с повышенным вниманием к эстетической хирургии,

статистический анализ не обнаружил существенной общей корреляции между фоторедактированием и отношением к пластической хирургии.

Конечно, исследователи смогли подтвердить некоторые другие выводы: увлечение социальным сетями способно ухудшить самовосприятие из-за постоянного сравнения себя со сверстниками, но неожиданные результаты, а именно отсутствие статистически значимой корреляции означают, что сегодня нужно проводить дополнительные исследования, чтобы объяснить связь между редактированием фотографий в социальных сетях и желанием сделать пластическую операцию.

Исследователи отметили, что, хотя редактирование фотографий для изменения освещения не имели существенной связи с косметической хирургией, «использование приложений-фоторедакторов для изменения черт лица было связано с повышенным вниманием к хирургии».

В то же время стоит продолжать разговор о мотивах пластической операции: сами хирурги должны быть теми, кто объясняет своим пациентов тему реалистичных ожиданий.

Елизавета Крутова

Комментарии